1. Прощение не означает забвение.
В нашу культуру прочно вошло понятие “простить и забыть”, идея о том, что для того, чтобы простить, нам нужно забыть причиненное нам зло.
Это чушь.
За исключением какой-либо формы серьезного неврологического заболевания, крайне маловероятно, что вы когда-либо сможете забыть серьезную несправедливость, совершенную против вас.
Но, если ваша планка для достижения прощения - вычеркнуть из памяти, вы обрекаете себя на хроническое разочарование и даже чувство вины, поскольку это просто невозможно биологически или психологически.
Хотя мы не можем контролировать, какие воспоминания остаются с нами, а какие нет, мы можем контролировать наше внимание. В частности, мы можем осуществлять контроль над тем, насколько сильно мы предпочитаем сосредотачиваться и размышлять о прошлых ошибках, совершенных против нас.
Очевидно, что некоторое количество размышлений и обработки обиды, вероятно, полезно. Но ошибочно полагать, что, поскольку ваш разум привлечен к определенной мысли или воспоминанию, вы должны позволить своему вниманию оставаться там.
Если вы решите взаимодействовать с этими спонтанными воспоминаниями о вашем обидчике или самой обиде и развивать их, вы повысите вероятность возникновения подобных мыслей и воспоминаний в будущем. С другой стороны, если вы признаете их, но затем решаете перенаправить свое внимание на что-то другое, вы уменьшите вероятность того, что эти воспоминания будут преследовать вас в будущем.
Устанавливайте и укрепляйте здоровые ментальные границы. Ваше настроение отблагодарит вас за это.
Вы не можете контролировать свои воспоминания, но вы можете контролировать свое внимание.
2. Прощение и гнев плохо сочетаются.
Испытывать гнев по отношению к своему обидчику - это нормально. Для этого есть веские эволюционные причины, связанные с поддержанием социального порядка и справедливости. Чувство гнева также временно приносит удовольствие — это повышает самооценку.
Но в долгосрочной перспективе неконтролируемый гнев часто приводит к бесполезным умственным изысканиям по поводу причиненного вам зла, что сохраняет эти воспоминания сильными и легкодоступными в вашем сознании.
Чем меньше вы мысленно размышляете о своем гневе и о том, что с вами произошло, тем реже ваш разум будет напоминать вам о том, что произошло.
Когда вы замечаете, что чувствуете гнев, сделайте короткую паузу и признайте гнев, подтвердив, что у вас есть полное право злиться. Но затем спросите себя: принесет ли мне какую-либо пользу продолжение обсуждения того, что произошло, и распространение моего гнева в долгосрочной перспективе?
То, что ваш гнев оправдан, не означает, что он полезен. Подтвердите свой гнев, но не подпитывайте его.
3. Прощение не означает одобрения.
Многим людям, которые борются с прощением, был дан совет, что им нужно “принять” то, что произошло, и двигаться дальше. Проблема в том, что такие термины, как “принятие”, размыты и означают разные вещи для разных людей.
Многие люди слышат слово “принять” и предполагают, что оно подразумевает одобрение, что вы каким-то образом согласны с тем, что произошло, или оправдываете это.
Но принятие не означает одобрение или оправдание. Многие люди, ставшие жертвами несправедливости, становятся еще более жертвами, когда ими манипулируют, заставляя поверить, что они каким-то образом виноваты в том плохом, что с ними произошло. Это не принятие.
Принятие означает признание того, что у вас нет власти или контроля над прошлым.
Это удивительно трудно сделать людям, которые подверглись насилию или каким-либо иным обидам, потому что ощущение того, что прошлое можно контролировать, заставляет нас чувствовать себя более сильными.
Но, в конечном счете, это иллюзия. Решение отказаться от желания контролировать прошлое является ключом к обретению контроля над своим будущим.
Вы можете принять обиду, нанесенную вам, не оправдывая ее.
4. Прощение не требует примирения.
Многие люди, с которыми поступили несправедливо, предполагают, что они должны достичь примирения с человеком, который причинил им зло.
Это особенно распространено среди людей с сильным религиозным прошлым. С психологической точки зрения примирение не требуется для прощения. И на самом деле, откладывание этого может нанести ущерб достижению подлинного прощения.
Проблема с тем, что прощение зависит от примирения, заключается в том, что другие люди не находятся под вашим контролем. Не важно, как сильно вы хотите, чтобы человек, причинивший вам зло, осознал свою ошибку, принес искренние извинения и возместил ущерб и наладил отношения, вы не можете это контролировать. И опасно тратить время и энергию, пытаясь контролировать то, над чем мы в конечном счете не властны.
В частности, я видел многих людей, которые настолько сосредоточены — на грани одержимости — на достижении примирения со своим обидчиком, что у них не остается умственной и эмоциональной энергии для работы над аспектами прощения, которые они действительно контролируют. Другими словами, существует огромная альтернативная стоимость в том, чтобы сделать прощение зависимым от примирения.
Надейтесь на примирение, если хотите, но не ожидайте его.
5. Прощение - это не одно решение.
Прощение начинается с одного решения, но на этом оно не заканчивается.
Неважно, сколько историй вы слышите о “моменте прощения”, осознайте, что прощение - это процесс, путешествие.
Твердое решение и обязательство простить — важный первый шаг, но будьте реалистичны в отношении того факта, что это всего лишь первый шаг. Вероятно, на пути к прощению будет еще много шагов:
Одного решения простить недостаточно. Будьте готовы продолжать прощать изо дня в день. И хотя со временем это может стать легче, прощение - это навсегда.
Прощение - это не решение; это отношение, привычка ума.
6. Прощение - это не чувство.
Многим людям трудно прощать, потому что они путают акт прощения со своим ожидаемым эмоциональным результатом. В частности, большинство людей, которые изо всех сил пытаются простить, отчаянно хотят чувствовать себя лучше — они хотят душевного спокойствия, меньше гнева и ненависти, спокойствия и невозмутимости, возможно, они даже хотят испытывать сострадание или любовь к своему обидчику или человеку, ответственному за их боль.
Но то, что мы в конечном итоге чувствуем, является следствием прощения, а не самим прощением. Более того, чувства, которые следуют (или не следуют) за прощением, не всегда одинаковы. Они сильно различаются в зависимости от особенностей вовлеченных людей и обстоятельств.
Не существует закона Вселенной, который гласит, что каждый гарантированно почувствует покой в результате прощения. На самом деле, одна из вещей, которая делает истинное прощение таким трудным, - это смириться с тем фактом, что ваши эмоциональные чувства по поводу совершенного против вас серьезного проступка принципиально не находятся под вашим контролем.
Вы можете контролировать свои действия — то, как вы думаете и как вы себя ведете, включая решение простить, — но то, что мы чувствуем, - это не то, над чем мы имеем прямой контроль.
Люди действительно склонны чувствовать себя лучше в результате прощения, но ошибочно ожидать определенного набора чувств.
Прощение - это обязательство, а не чувство.
7. Ваш путь к прощению - ваш собственный.
После того, как с нами поступили несправедливо, в нашем эмоциональном ландшафте доминируют одна или две громкие (а иногда и культурно укоренившиеся) эмоции, обычно это та или иная форма гнева. Но почти всегда присутствуют другие эмоции, которые стоит учитывать на пути к прощению.
Развивайте в себе привычку смотреть за пределы и под свои самые очевидные эмоции и замечать меньшие, более тихие. Эти эмоции так же действительны, как, например, ваш гнев, но они могут быть более полезными.
Например, если вы сможете позволить себе почувствовать грусть, сожаление и сострадание к тому, что произошло, вы сможете увидеть своего обидчика и обиду в новом свете.
В свою очередь, это может помочь вам думать и действовать по-другому, возможно, таким образом, который лучше соответствует вашим долгосрочным ценностям и желанию простить и отпустить.
Примите эмоциональную самобытность вашего собственного пути к прощению.
В нашу культуру прочно вошло понятие “простить и забыть”, идея о том, что для того, чтобы простить, нам нужно забыть причиненное нам зло.
Это чушь.
За исключением какой-либо формы серьезного неврологического заболевания, крайне маловероятно, что вы когда-либо сможете забыть серьезную несправедливость, совершенную против вас.
Но, если ваша планка для достижения прощения - вычеркнуть из памяти, вы обрекаете себя на хроническое разочарование и даже чувство вины, поскольку это просто невозможно биологически или психологически.
Хотя мы не можем контролировать, какие воспоминания остаются с нами, а какие нет, мы можем контролировать наше внимание. В частности, мы можем осуществлять контроль над тем, насколько сильно мы предпочитаем сосредотачиваться и размышлять о прошлых ошибках, совершенных против нас.
Очевидно, что некоторое количество размышлений и обработки обиды, вероятно, полезно. Но ошибочно полагать, что, поскольку ваш разум привлечен к определенной мысли или воспоминанию, вы должны позволить своему вниманию оставаться там.
Если вы решите взаимодействовать с этими спонтанными воспоминаниями о вашем обидчике или самой обиде и развивать их, вы повысите вероятность возникновения подобных мыслей и воспоминаний в будущем. С другой стороны, если вы признаете их, но затем решаете перенаправить свое внимание на что-то другое, вы уменьшите вероятность того, что эти воспоминания будут преследовать вас в будущем.
Устанавливайте и укрепляйте здоровые ментальные границы. Ваше настроение отблагодарит вас за это.
Вы не можете контролировать свои воспоминания, но вы можете контролировать свое внимание.
2. Прощение и гнев плохо сочетаются.
Испытывать гнев по отношению к своему обидчику - это нормально. Для этого есть веские эволюционные причины, связанные с поддержанием социального порядка и справедливости. Чувство гнева также временно приносит удовольствие — это повышает самооценку.
Но в долгосрочной перспективе неконтролируемый гнев часто приводит к бесполезным умственным изысканиям по поводу причиненного вам зла, что сохраняет эти воспоминания сильными и легкодоступными в вашем сознании.
Чем меньше вы мысленно размышляете о своем гневе и о том, что с вами произошло, тем реже ваш разум будет напоминать вам о том, что произошло.
Когда вы замечаете, что чувствуете гнев, сделайте короткую паузу и признайте гнев, подтвердив, что у вас есть полное право злиться. Но затем спросите себя: принесет ли мне какую-либо пользу продолжение обсуждения того, что произошло, и распространение моего гнева в долгосрочной перспективе?
То, что ваш гнев оправдан, не означает, что он полезен. Подтвердите свой гнев, но не подпитывайте его.
3. Прощение не означает одобрения.
Многим людям, которые борются с прощением, был дан совет, что им нужно “принять” то, что произошло, и двигаться дальше. Проблема в том, что такие термины, как “принятие”, размыты и означают разные вещи для разных людей.
Многие люди слышат слово “принять” и предполагают, что оно подразумевает одобрение, что вы каким-то образом согласны с тем, что произошло, или оправдываете это.
Но принятие не означает одобрение или оправдание. Многие люди, ставшие жертвами несправедливости, становятся еще более жертвами, когда ими манипулируют, заставляя поверить, что они каким-то образом виноваты в том плохом, что с ними произошло. Это не принятие.
Принятие означает признание того, что у вас нет власти или контроля над прошлым.
Это удивительно трудно сделать людям, которые подверглись насилию или каким-либо иным обидам, потому что ощущение того, что прошлое можно контролировать, заставляет нас чувствовать себя более сильными.
Но, в конечном счете, это иллюзия. Решение отказаться от желания контролировать прошлое является ключом к обретению контроля над своим будущим.
Вы можете принять обиду, нанесенную вам, не оправдывая ее.
4. Прощение не требует примирения.
Многие люди, с которыми поступили несправедливо, предполагают, что они должны достичь примирения с человеком, который причинил им зло.
Это особенно распространено среди людей с сильным религиозным прошлым. С психологической точки зрения примирение не требуется для прощения. И на самом деле, откладывание этого может нанести ущерб достижению подлинного прощения.
Проблема с тем, что прощение зависит от примирения, заключается в том, что другие люди не находятся под вашим контролем. Не важно, как сильно вы хотите, чтобы человек, причинивший вам зло, осознал свою ошибку, принес искренние извинения и возместил ущерб и наладил отношения, вы не можете это контролировать. И опасно тратить время и энергию, пытаясь контролировать то, над чем мы в конечном счете не властны.
В частности, я видел многих людей, которые настолько сосредоточены — на грани одержимости — на достижении примирения со своим обидчиком, что у них не остается умственной и эмоциональной энергии для работы над аспектами прощения, которые они действительно контролируют. Другими словами, существует огромная альтернативная стоимость в том, чтобы сделать прощение зависимым от примирения.
Надейтесь на примирение, если хотите, но не ожидайте его.
5. Прощение - это не одно решение.
Прощение начинается с одного решения, но на этом оно не заканчивается.
Неважно, сколько историй вы слышите о “моменте прощения”, осознайте, что прощение - это процесс, путешествие.
Твердое решение и обязательство простить — важный первый шаг, но будьте реалистичны в отношении того факта, что это всего лишь первый шаг. Вероятно, на пути к прощению будет еще много шагов:
- Вы будете продолжать видеть того родственника, с которым поссорились, на будущих семейных собраниях.
- Воспоминания о вашей травме будут всплывать в памяти время от времени.
- Ваши усилия по примирению не получат взаимности.
Одного решения простить недостаточно. Будьте готовы продолжать прощать изо дня в день. И хотя со временем это может стать легче, прощение - это навсегда.
Прощение - это не решение; это отношение, привычка ума.
6. Прощение - это не чувство.
Многим людям трудно прощать, потому что они путают акт прощения со своим ожидаемым эмоциональным результатом. В частности, большинство людей, которые изо всех сил пытаются простить, отчаянно хотят чувствовать себя лучше — они хотят душевного спокойствия, меньше гнева и ненависти, спокойствия и невозмутимости, возможно, они даже хотят испытывать сострадание или любовь к своему обидчику или человеку, ответственному за их боль.
Но то, что мы в конечном итоге чувствуем, является следствием прощения, а не самим прощением. Более того, чувства, которые следуют (или не следуют) за прощением, не всегда одинаковы. Они сильно различаются в зависимости от особенностей вовлеченных людей и обстоятельств.
Не существует закона Вселенной, который гласит, что каждый гарантированно почувствует покой в результате прощения. На самом деле, одна из вещей, которая делает истинное прощение таким трудным, - это смириться с тем фактом, что ваши эмоциональные чувства по поводу совершенного против вас серьезного проступка принципиально не находятся под вашим контролем.
Вы можете контролировать свои действия — то, как вы думаете и как вы себя ведете, включая решение простить, — но то, что мы чувствуем, - это не то, над чем мы имеем прямой контроль.
Люди действительно склонны чувствовать себя лучше в результате прощения, но ошибочно ожидать определенного набора чувств.
Прощение - это обязательство, а не чувство.
7. Ваш путь к прощению - ваш собственный.
После того, как с нами поступили несправедливо, в нашем эмоциональном ландшафте доминируют одна или две громкие (а иногда и культурно укоренившиеся) эмоции, обычно это та или иная форма гнева. Но почти всегда присутствуют другие эмоции, которые стоит учитывать на пути к прощению.
Развивайте в себе привычку смотреть за пределы и под свои самые очевидные эмоции и замечать меньшие, более тихие. Эти эмоции так же действительны, как, например, ваш гнев, но они могут быть более полезными.
Например, если вы сможете позволить себе почувствовать грусть, сожаление и сострадание к тому, что произошло, вы сможете увидеть своего обидчика и обиду в новом свете.
В свою очередь, это может помочь вам думать и действовать по-другому, возможно, таким образом, который лучше соответствует вашим долгосрочным ценностям и желанию простить и отпустить.
Примите эмоциональную самобытность вашего собственного пути к прощению.